Когда Европу покрывали льды, в Африке - там, где сейчас пустыня Сахара, был чудесный теплый и влажный климат: нежный ветерок шелестел в кронах могучих дубов, на деревьях зрели апельсины и лимоны, в водоемах плескались носороги и гиппопотамы, паслись стада слонов и антилоп. И еще здесь в X - V тысячелетиях до н.э. жили люди и... инопланетяне. Африканцы с луками, дротиками и бумерангами охотились на диких зверей. От них остались осколки горшков, каменные инструменты, наконечники копий, стрел и захоронения. Инопланетяне наблюдали за жизнью на Земле и вели себя очень осторожно. Мы и не узнали бы о них, если бы не... рисунки! Люди присматривались к огромным, круглоголовым существам и рисовали их на стенах пещер рядом с охотниками иживотными. И делали это мастерски. Сначала отшлифовывали поверхность скалы, потом прочерчивали рисунок, достигавший 5-метровой высотыы! Затем приступали к изготовлению красок оновных цветов: желтого, коричневого, красного, голубого, черного, белого. Для большей вязкости в смесь добавляли яичный желток. На существующий рисунок краски наносили, как положено, кисточками из перьев; иногда подправляли руками. После V тысячелетия до н.э. инопланетяне улетели с Земли. Во всяком случае, люди перестали рисовать их на стенах пещер. Одновременно сами африканцы усовершенствовали свое мастерство живописцев, уделяя большее внимание деталям - лицам, одежде, инструментам. Начали рисовать не только охоту, но и поклонение богам, танцы, игры детей, выпас домашнего скота. Это был второй этап развития, запечатленный на фресках Тассили. Затем, видимо, началось одичание местных племен: рисунки стали примитивными, похожими на детские каракули. Климат изменился - бывший райский уголок превратился в безжизненную пустыню, и только в прокладных пещерах Сахары сохранились древние произведения искусства.
|